«ВОЕННАЯ» ПРОЗА ЮРИЯ СЛЕПУХИНА. Роман «Сладостно и почетно»
Antresolina 12 июля 2014 г., 01:41
– "Сладостно и почетно... умереть за Отечество"
Эх... а ведь зная окончание фразы, название звучит совсем по-другому. В этом — вся третья книга тетралогии Юрия Слепухина, показывающая взгляд на войну из Германии. Она — как сгустившиеся грозовые тучи, мрачные и тревожные. В ней много боли, чувства вины и размышлений о глобальных исторических событиях и их внутренних механизмах, об ответственности гражданина за свои поступки и за всю страну. И все эти мысли — печальные, непростые, выстраданные. Но это и делает книгу по-настоящему глубокой. Это не одномерный взгляд наши–ваши. Это прежде всего — боль о людях, попавших под колеса истории. Не скрою, читается книга поначалу тяжеловато. «Тьма в полдень» закончилась на таком градусе напряжения, сердце болит за всех ребят, а здесь вдруг — какие-то неизвестные немецкие люди, и поначалу они раздражают, хочется увидеть своих знакомых. Но когда вчитываешься и понимаешь, что речь здесь про «заговор генералов»— отношение к чтению меняется, понимаешь, что писатель снова показывает свой, непривычный взгляд на события. Ведь об этом не принято было писать в нашей стране. Не привыкли мы думать о немцах времен Третьего рейха не как о выродках рода человеческого, а как о людях. А на страницах этой книги они живые люди, тыловые, желающие мира. И они сами уже прозрели, и чувствуют горечь и вину за то, что произошло в их стране и понеслось дальше по Европе. Их мучает совесть за то, что допустили такое. Да, мучает не всех, но очень многих. И среди них — высшее командование, в рядах которого и родилась операция «Валькирия». А ведь я сама когда-то, узнав о почти полном разрушении во время войны Дрездене, думала — так им и надо! И только сейчас, прочитав эту книгу (стыдно сказать) — я поняла, что разрушение городов, обстрел бегущих, мирных жителей, среди которых женщины и дети — это трагедия в любой стране. И даже за это я благодарна Слепухину, первому в советской литературе описавшему эти события. И при этом я очень ценю его деликатность — нет у него даже в этом грязи, чернухи. Есть горе, боль, трагедия. Я думаю, это отпечаток личной истории писателя, ведь в конце войны он сам оказался на принудительных работах в поместье, хозяин которого оказался очень порядочным человеком и практически спас Юрия и его семью. Поэтому герои Слепухина такие живые, поэтому нет ощущения «надуманности», поэтому он имеет право говорить от лица немцев. Он сам все это пережил, выстрадал, передумал. А потом поделился с нами своими мыслями, своей историей, своей душой.
katevnik 23 мая 2015 г., 10:23
– как... пронзительно и как больно... Пока я читала, у меня не проходило ощущение, как будто мне делают операцию на открытом сердце без наркоза — так... захлёстывало происходящим. Забываешь не только дышать — забываешь жить, потому что не здесь, в Москве, в 2015-м, а там, в Дрездене, в 1944-м... эта часть выбивается из всей тетралогии не только героями и сюжетом — она выбивается, скорее, совсем уже зашкаливающей степенью... откровенности и открытости чувств — и одновременно просто констатацией фактов —безоценочной, надо сказать. Этим и страшно — потому что, не имея авторской поддержки — не в осуждении не в оправдывании ничьих действий, читателя в лице меня настолько... настолько сшибает с ног и выбивает из реальности абсурдный ужас происходящего, что... пресекается дыхание и останавливается сердце. Вот ведь... я, в отличие от Слепухина, не могу без пафоса. А он — может... Я знала про факт бомбардировки Дрездена лет с 10-ти - прочитав «Когда я был маленьким», Кёстнера, и потом ещё встречая упоминание об этом факте в разных книгах. И везде — везде одновременно с этим фактом скользит недоумение и боль — зачем??? Слепухин, наконец, показал мне — зачем... и от этого ещё больнее...
«Случившееся потрясло её своей чудовищной, необъяснимо-бессмысленной жестокостью — бессмысленной, но в то же время хладнокровно рассчитанной.»
И вот ещё:
«Каким праздником представлялся нам когда-то конец войны, —подумала она опять, — какими мы были наивными, как плохо мы её знали — страшную цену мира... и про любовь... Про любовь в этой части — особенно, даже для Слепухина, настолько... нежно-щемяще-беззащитно, и в то же время обречённо — что я не могу про это говорить, потому что все слова, которые мне приходят в голову — они не о том... Это, пожалуй, лучшее, что можно написать о любви. Поражаешься, сколько её в сердце у автора — потому что так можно написать только сердцем, только изнутри, из души... «самого главного глазами не увидишь».
byshe 18 марта 2017 г., 23:38
– тяжелая вещь.. книга с таким приятным названием.. Это продолжение истории подруг во время Второй Мировой войны, но здесь мы встречаемся только с Людмилой, которая попала в Германию, в Дрезден. Взгляд на врага изнутри, на его родине меняет Людмилу. Она видит и знакомится с разными людьми. И они по разному относятся к войне, к противникам, к самой Людмиле. Но это книга о войне, и в ней много горя и боли! Особенно описание бомбардировки Дрездена союзниками!! Читать об этом просто больно Я не слышала об этом эпизоде войны, сразу нашла ссылки и документы об этой трагедии. И фотографии..
katevnik 26 июня 2016 г., 10:07
У меня есть очень дурная черта — каждый раз, когда я читаю книжку, которая мне нравится, но с плохим концом, я до последнего совершенно искренне надеюсь, что вот сейчас автор передумает, и всё будет совсем по другому... (перечитываю Слепухина — и до дрожи надеюсь, что вот сейчас у Люси и Эриха получится их долго и счастливо, а Дрезден не разбомбят...) ну невозможноже! До слёз.
Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/book/1000463770/reviews-sladostno-i-pochetno-yurij-slepuhin