Поиск по сайту

Произведения Юрия Слепухина

Перекресток

ОбложкаОбложкаОбложкаОбложка

Роман. 24 авт. л. Издания – 1962. 1964, 1966, 1988, 2005 гг.

Первая книга тетралогии о Второй Мировой войне. Действие романа разворачивается в последние предвоенные месяцы, его герои — десятиклассники, «поколение сорок первого года», которое получало свои аттестаты 21 июня. Нравственная чистота, чувство товарищества и долга определяют характеры основных героев. Удивительно тонко показано чувство первой любви.


Тьма в полдень

ОбложкаОбложкаОбложка

Роман. 29 авт. л. Издания – 1968, 1987, 2005 гг.

Вторая книга тетралогии, непосредственное продолжение «Перекрестка». Время действия — с осени 1941 г. до лета 1943 г. Параллельно с показом фронтовой судьбы Сергея Дежнева, ушедшего на фронт добровольцем в первый месяц войны, рассказывается о жизни его друзей и одноклассников в оккупации. Судьба одной из главных героинь романа — Татьяны Николаевой тесно связана с историей возникновения, деятельности и гибели комсомольского подполья в одном из украинских городов в глубоком тылу противника. Впервые в романе появляется Кирилл Болховитинов (в дальнейшем один из основных героев тетралогии) — белый эмигрант, который использует возможность увидеть Родину через сотрудничество со строительными фирмами вермахта. Нестандартный для советской литературы 70-х годов подход к описанию событий, поступкам героев, делает роман актуальным и в наше время.


Сладостно и почетно

ОбложкаОбложкаОбложка

Роман. 25 авт. л. Издания – журнальный вариант: «Нева», 1985,№№ 3–4;1985, 1988 (на нем.яз.), 2006 гг.

Третья книга тетралогии. Драматическая судьба Людмилы Земцевой — подруги Татьяны Николаевой, угнанной в Германию в 1941 году, показана на фоне завершающего периода войны, крушения гитлеровского рейха. В романе дана широкая картина немецкого антинацистского подполья. Наряду с вымышленными персонажами действуют реальные исторические лица из Верховного командования сухопутных войск Германии — офицеры из окружения полковника Штауффенберга, в июле 1944 года предпринявшие попытку государственного переворота и покушения на Гитлера, в этой части роман строго документален. Бесчеловечность войны показана и через отношения Людмилы и немецкого офицера Эриха Дорнбергера, входящего в круг заговорщиков. Сильное чувство любви, возникшее между героями, обречено, не имеет будущего.


Ничего, кроме надежды

ОбложкаОбложка

Роман. 30 авт. л. Издания – «Нева», 1991, №№ 6–8 – под заглавием «ЧАС МУЖЕСТВА», в виде значительно сокращенного журнального варианта; 2000, 2007 гг.

Заключительная часть тетралогии. Благодаря тому, что роман готовился к печати уже в период гласности, рукопись избежала редакционных купюр, значительно исказивших предыдущие романы цикла. Рассказывая о финальном периоде «самой засекреченной войны нашей истории», автор под совершенно непривычным углом освещает, в частности, Берлинскую операцию, где сотни тысяч солдатских жизней были преступно и абсолютно бессмысленно с военной точки зрения принесены в жертву коварным политическим расчетам. Показана в романе и трагедия миллионов узников нацистских лагерей, для которых освобождение родной армией обернулось пересадкой на пути в другие лагеря… В романе неожиданным образом завершаются судьбы главных героев Роман во многом автобиографичен.


Джоанна Аларика

ОбложкаОбложкаОбложкаОбложка

Повесть. 15 авт. л. Издания: «Нева»,1958 (журнальный вариант под заглавием «РАССКАЖИ ВСЕМ»), 1959 и 1960 (на нем. языке), 1962, 2011 гг.

Повесть о национально-освободительной борьбе в Латинской Америке. Трагическая судьба, первая любовь молодой гватемальской журналистки показана на историческом фоне событий 1954 года, когда эта маленькая страна стала жертвой агрессии могущественной транснациональной корпорации.


У черты заката

ОбложкаОбложкаОбложка

Роман. 29 авт. л. Издания – 1961, 1980, 2011 гг.

Первая книга «аргентинской дилогии» писателя. На примере судьбы живописца-реалиста Жерара Бюиссонье показана трагедия художника, чьи эстетические принципы вступают в противоречие с требованиями его «среды обитания». Герой эмигрирует из Франции, надеясь найти признание южноамериканской публики, но и в Аргентине его полотна оставляют зрителей равнодушными. Не выдержав испытания нуждой, Жерар идет на сделку с совестью — по заказу богатого коллекционера пишет несколько порнографических картин. Осознанию своего нравственного падения способствует встреча с юной аристократкой Беатрис Альварадо, глубоко полюбившей Жерара и видящей в нем незаурядную творческую личность, человека высокой морали… Духовный крах художника, изменившего своим принципам, закономерно приводит его к трагическому концу.


Ступи за ограду

ОбложкаОбложкаОбложка

Роман. 25 авт. л. Издания – 1965, 1980, 2011 гг.

Вторая книга «аргентинской дилогии» писателя, в которой продолжены некоторые сюжетные линии романа «У черты заката». Герои этой книги — аргентинские студенты, активные участники антиперонистского подполья, подготовившие и осуществившие переворот 1955 года, повзрослевшая Беатрис, ее друг — инженер-авиастроитель из США, без колебаний жертвующий успешной карьерой ради протеста против ремилитаризации Западной Германии — все они постепенно осознают несовершенство общества, в котором живут. Занимая активную жизненную позицию, они пытаются отстаивать свои нравственные идеалы.


Киммерийское лето

ОбложкаОбложкаОбложкаОбложка

Роман. 22 авт. л. Издания – 1978, 1983, 1985 (на латышском языке), 2011 гг.

Роман о молодежи, ее проблемах и интересах, отношении к происходящим в мире событиям, к старшему поколению, к художественному наследию прошлого, к собственной роли «человека и гражданина». Главная героиня — десятиклассница Ника Ратманова — начинает видеть жизнь во всей ее противоречивой сложности, переживает трудный и болезненный период душевного созревания. Изменчивое «киммерийское лето» влияет и на первую любовь, которую переживает Ника. Автором поднимается тема ответственности за свои поступки людей разных поколений, по своей сути роман написан с позиций христианской морали.


Южный крест

ОбложкаОбложкаОбложкаОбложкаОбложка

Роман. 23 авт. л. Издания – журнальный вариант: «Звезда», 1980, №№ 2–4,; 1981, 1982 («Роман-газета», № 12, журнальный вариант), 1983, 1984 (на укр. яз.), 1989 (на исп. яз.), 2011 гг.

Тему романа: «Человек и его Отечество». Ленинградский студент Михаил Полунин уходит добровольцем на фронт в 1941 году, попадает в плен и после побега и участия во французском Сопротивлении оказывается после войны в Аргентине на положении «перемещенного лица». Особую остроту и занимательность придает сюжету история розысков и поимки немецкого военного преступника Полуниным и его друзьями по «маки» — французом и итальянцем. Жизнь Михаила в Южной Америке, в том числе личная, складывается вполне благополучно, но душевного благополучия нет, с каждым годом он все болезненнее ощущает, что человеку нет места на земле, кроме того, где он родился… Судьба героя завершается его возвращением на родину. Роман во многом автобиографичен, достоверно описана послевоенная жизнь русской колонии в Аргентине.


Частный случай

ОбложкаОбложка

Повесть. 10 авт. л. Издания: в сб. «Схватка. Повести о чекистах», 1987; 2011 г.

Повесть. 5 авт. л. Издания — 1987 (в сб. «Схватка»), 2011.

Повесть посвящена положению молодого писателя в условиях цензуры и идеологического давления. Судьба главного героя Вадима Кротова во многом типична для людей творческих профессий 70–80-х годов в СССР.


Пантократор

ОбложкаОбложка

Повесть. 5 авт. л. Издания: 1991, 2011 гг.

В небольшом по объему произведении автор делает попытку объяснить некоторые аспекты сталинской внутренней политики, для многих не имеющие логического объяснения. Согласно гипотезе Слепухина, к концу 20-х годов Сталин глубоко разочаровался в социализме и пришел к мысли о необходимости уничтожить партию. Высшее руководство подлежало физическому истреблению, а партаппарат в целом следовало навсегда скомпрометировать перед Историей — участием в геноциде крестьян, массовом терроре и т. п. Главной целью Сталина, его «Великим планом» стало покончить с марксизмом как теорией построения бесклассового общества, показав всему миру государство нового типа — гибрид концлагеря и казармы. Новое истолкование получает в повести и загадка приграничного сражения летом 41-го года, когда советское командование сделало буквально все, чтобы открыть перед противником путь на Москву, Киев, Ленинград. У Сталина был свой, тщательно обдуманный план ведения войны, основанный на убежденности, что быстрый разгром Германии (вполне возможный, если сравнить военные потенциалы сторон на тот момент) оказался бы для него политическим самоубийством.


Государева крестница

ОбложкаОбложка

Роман. 24 авт. л. Издания: 1998, 2011 гг.

Историко-приключенческий роман из эпохи Иоанна Грозного. В этом произведении автор вновь обращается к теме государства и личности, безграничной власти и человеческого достоинства, интриг и любви…


Не подводя итогов

ОбложкаОбложка

Роман (не завершен), 9 авт. л. Издания: «Звезда», 2001г., № 9 (журнальный вариант в объеме 6 авт.л.), 2011 г.

Герой романа — ровесник века — переживает все испытания, которые выпали на долю русского человека в 20 веке. Родом из интеллигентной семьи, Николай Болотов, едва окончив гимназию, записывается в Добровольческую армию. Крутой поворот судьбы вынуждает жить его при советской власти под чужим именем. ГУЛАГ, Отечественная война, вынужденная эмиграция — все это герой вспоминает уже в глубокой старости, пытаясь осмыслить свой непростой жизненный путь. Для романа характерно историко-философское осмысление событий, отсутствие нетерпимости к инакомыслию, стремление объяснить процессы, происходящие в России, с точки зрения их неизбежности.