ВОЕННАЯ ТЕТРАЛОГИЯ ЮРИЯ СЛЕПУХИНА
Краткие аннотации на книги, входящие в тетралогию Юрия Слепухина о Второй Мировой войне.
Первая книга тетралогии, посвященная нашей молодежи в годы Великой Отечественной войны. Действие романа разворачивается в последние предвоенные месяцы, его герои – десятиклассники, то самое “поколение сорок первого года”, которое получало свои аттестаты 21 июня. Нравственная чистота, чувство товарищества и долга определяют характеры основных героев. Удивительно тонко показано чувство первой любви.
Вторая книга тетралогии, непосредственное продолжение «Перекрестка». Время действия – с осени 1941 г. до лета 1943 г. Параллельно с показом фронтовой судьбы Сергея Дежнева, ушедшего на фронт добровольцем в первый месяц войны, рассказывается о жизни его друзей и одноклассников в оккупации. Судьба одной из главных героинь романа – Татьяны Николаевой тесно связана с историей возникновения, деятельности и гибели комсомольского подполья в одном из украинских городов в глубоком тылу противника. Впервые в романе появляется Кирилл Болховитинов (в дальнейшем один из основных героев тетралогии) – белый эмигрант, который использует возможность увидеть Родину через сотрудничество со строительными фирмами вермахта. Нестандартный для советской литературы 70-х годов подход к описанию событий, поступкам героев, делает роман актуальным и в наше время.
Третья книга тетралогии. Драматическая судьба Людмилы Земцевой – подруги Татьяны Николаевой, угнанной в Германию в 1941 году, показана на фоне завершающего периода войны, крушения гитлеровского рейха. В романе дана широкая картина немецкого антинацистского подполья. Наряду с вымышленными персонажами действуют реальные исторические лица из Верховного командования сухопутных войск Германии – офицеры из окружения полковника Штауффенберга, в июле 1944 года предпринявшие попытку государственного переворота с покушением на Гитлера, в этой части роман строго документален. Бесчеловечность войны показана и через отношения Людмилы и немецкого офицера Эриха Дорнбергера, входящего в круг заговорщиков. Сильное чувство любви, возникшее между героями, обречено, не имеет будущего.
Заключительная часть тетралогии. Благодаря тому, что роман готовился к печати уже в период гласности, рукопись избежала редакционных купюр, значительно исказивших предыдущие романы цикла. Рассказывая о финальном периоде «самой засекреченной войны нашей истории», автор под совершенно непривычным углом освещает, в частности, Берлинскую операцию, где сотни тысяч солдатских жизней были преступно и абсолютно бессмысленно с военной точки зрения принесены в жертву коварным политическим расчетам. Показана в романе и трагедия миллионов узников нацистских лагерей, для которых освобождение родной армией обернулось лишь пересадкой на пути в другие лагеря... В романе неожиданным образом завершаются судьбы главных героев
Как и другие произведения Юрия Слепухина, роман “Ничего кроме надежды” во многом автобиографичен.